Современный футбольный хулиганизм (курсовая работа)
Взято из интернета Вступление. В последнее время мы нередко видим и слышим о все новых и новых беспорядках, устраиваемых фанатами футбола. И если раньше фанаты (а точнее, болельщики) не выходили за рамки приличного поведения, то теперь нашему взору предстает довольно печальная картина: развороченные сиденья стадиона, выбитые стекла магазинов, пятна крови на асфальте и, к сожалению, даже случаи с летальным исходом. В основном работа будет посвящена так называемым фанатам-кэшлз или хулиганам. Взял я эту тему потому, что их субкультура довольно специфична и мало изучена в силу того, что последние занимаются деятельностью, не требующей излишней огласки, а именно драками. Эти люди, устраивающие беспорядки, с первого взгляда приводят общественность в состояние легкого шока, по ее мнению их нельзя назвать иначе, как вандалами и придурками. Но по мнению самих фанатов наша общественность, также как и средства массовой информации, глубоко заблуждаются. По отношению к тому, что сейчас происходит, можно применить термин "моральная паника"- чрезмерная реакция средств массовой коммуникации, полиции и лидеров местных общин на действия определенных социальных групп, которые на самом деле являются относительно тривиальными как с точки зрения их характера, так и с точки зрения числа вовлеченных людей. Последствия такого преувеличения могут оказаться более серьезными, если иметь в виду рост излишней обеспокоенности, призывы к более серьезным наказаниям и даже появление на этой почве новых преступных действий. Если рассмотреть драки фанатов с органами правопорядка на секторах, то можно убедиться, что модель усиления девиантности работает как нельзя лучше. С каждым новым инцидентом, фанаты ведут себя все более агрессивно по отношению к милиции, но подробнее об этом ниже. Манифест футбольного фаната. Есть болельщики- инертная масса, а есть фаны- пассионарии футбольной среды. Футбольные фанаты- аура футбола, его оголенные нервы. Мы паршивые овцы, портящие все болельщицкое стадо. Это мы расписываем стены домов и подъезды своими граффити, это именно мы после матчей орем в вагонах метро, срывая ублюдочную рекламу со стен. Нас задерживают пьяных и трезвых, до, после, и во время матчей. Мы стоим на матчах, вытянув руки в нацистском приветствии, еще попадаются на трибунах советские флаги, а торпедовские фаны орут: "Слава нашему вождю, Леониду Ильичу", а так же "Сталин, партия, комсомол". Но мы- не отживший атавизм тоталитарной эпохи... Лица. Всю массу болельщиков можно определенно разделить на четыре части: кузьмичи, болельщики, фанаты и хулиганы. Хотя конечно, нужно понимать, что границы дифференциации не совсем четкие. Кузьмичи- часть болельщиков из числа нуворишей, так называемых новых русских. В футболе, как правило, почти не разбираются, игры посещают под влиянием моды. Наблюдать их можно, в основном, на центральных секторах и VIP-ложах. Отличительная черта фанатов- изобилие всяческих предметов с символикой своей команды. Это могут быть розетки (шарфы), баннеры(флаги), головные уборы, значки и т.д. На Петровском стадионе занимают, в основном, тринадцатый и четырнадцатый сектора. Здесь представлен небезызвестный Невский Фронт. Основное различие между фанатами и болельщиками- в возрасте и положении на социальной лестнице. Болельщики, как правило, представляют собой старшее поколение- от тридцати лет и выше. Они менее эмоциональны во время матчей и могут уйти до окончания игры, если окончание ее не обещает интересной развязки. Составляют основную часть посетителей домашних игр. Хулиганы, в сегодняшнем понимании этого слова, в составе армии фанатов появились совсем недавно, около трех лет назад. Необходимость их появления вызвал московский инцидент летом 97го года, когда фанаты "Cпартака" встретили фанатов "Зенита" арматурой и пряжками солдатских ремней. Как оказалось позднее, это было вызвано нашей дружбой с фанатами "ЦСКА" (фанаты обеих московских команд конфликтуют между собой в течение многих десятков лет, т.е. фанаты "Спартака" действовали по принципу: друг нашего врага- наш враг). Питерцы потерпели сокрушительное поражение, вызванное дезорганизацией в своих рядах. В результате начались дебаты на тему: как дальше жить? Хулиганы, изначально собиравшиеся для драк, решили перенять стиль поведения в частности и образ жизни вообще у английских фанатов, известных по всему миру своей агрессивностью. В Англии кэшлз- это молодые люди, придерживающиеся определенного стиля в одежде и "защищающие цвета своего клуба" посредством драк (casuale от англ. случайный, непостоянный, непреднамеренный; casuales pl. военные, ожидающие назначения). Под формулировкой "защита цветов клуба или города" подразумевается участие в околофутбольных баталиях, т.е. не только звуковая поддержка команды, но и силовая. Хулиганы- часть фанатов, не использующих какой-либо символики, то есть не носящих цвета. Единственное исключение может составлять маленький клубный значок на вороте рубашки. Делается так потому, что эта часть фанатов устраивает столкновения между группировками и конспирация позволила бы избежать излишних проблем органами правопорядка и защитила бы от внезапного нападения со стороны соперничающей группировки. Хотя определенная форма одежды все равно имеется. Она занимает важную нишу в современном футбольном хулиганизме. Кэшлз объединяются в небольшие команды или фирмы. Фирма- небольшая и относительно самостоятельная организация, с лидером и со своим названием. Включает в себя обычно около пятнадцати-двадцати человек- это основа. Также есть и приближенные, то есть люди, разделяющие интересы фирмы, стремящиеся попасть в нее и идентифицирующие себя с ней. Их количество немного больше. Обычно включение в фирму осуществляется посредством приглашения лидером. Лидер фирмы- человек, отвечающий за всю организаторскую работу, он же принимает непосредственное участие в наборе рекрутов, в расширении своей фирмы. Он- идеолог. Как правило, лидер пользуется уважением своих "коллег". В противном случае возможно его смещение или даже исключение из числа основы. Вообще, перейти из категории приближенных в саму основу можно только если человек завоюет доверие фирмы, если принимает активное участие в ее делах, ездит на выезда и участвует в беспорядках. В основной своей массе кэшлз составляют молодые люди в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет, хотя есть и исключения. Но это касается нашей страны, за границей средний возраст на десять лет выше. Чуть больше половины обучаются в вузах, около тридцати процентов- школьники, остальные- работающие. Гендерная дифференциация очень ярко выражена: девушек в кэшлз- подавляющее меньшинство. Как правило, девушки есть при всякой фирме, их называют "название фирмы-герлз", хотя есть некоторые девушки, которые объединяются в свои собственные организации, например "бабс-хулиганс". В основном девушки используются для проноса запрещенных предметов на стадион. В драках они также участвуют, но как бы там ни было, они обладают гораздо меньшим количеством прав, чем молодые люди и никогда не выступают с ними наравне. Теперь опять вернемся к тому, о чем я писал в своем вступлении- к так называемой моральной панике. Как я уже говорил, драки рассматриваются фанатами и обывателями совершенно по разному. С одной стороны, это понятно. Вряд ли сами фанаты стали бы осуждать то, чем они занимаются. Но с другой стороны, мне непонятна позиция наших СМИ: обычную молодежную драку они раздувают до размеров кровавой разборки с массой потерпевших и огромным размером причиненного ущерба. В самом деле, я не вижу смысла в штрафах клуба за беспорядки, которые устраивают фанаты на секторах. Как таковое, руководство клуба не имеет прямого отношения к тому, что происходит на стадионе, к тому же зачастую массовые беспорядки бывают спровоцированы милицией. Если так пойдет и дальше, то негативное отношение к последней, а как следствие, и агрессия, будут увеличиваться со скоростью геометрической прогрессии. Если объективно рассматривать случаи драк, то это всего лишь разрешение конфликта между двумя группами молодых людей. Довольно привести только несколько примеров- в начале 90х подобные драки происходили из-за приверженности к определенному музыкальному течению. И еще издревле на Руси в Масленицу сходились две большие толпы, стенка на стенку, и дрались. Теперь же все это происходит с привязью не к празднику, а к матчу. Мы знаем, что традиция включала в себя определенные механизмы переориентации агрессивности, характерной для юношеского возраста. Одним из таких механизмов был институт набегов на соседей, который широко представлен в традиционных культурах. Не случайно набег на соседей является важным компонентом образа инициаций. Здесь инициируемые должны проявить свои мужские качества: смелость, храбрость и т.п. Неудовлетворенность молодежи своим униженным положением находила частичную компенсацию в рамках самой молодежной субкультуры с ее базовыми ценностями. Представители молодежной субкультуры стремились завоевать престиж и уважение среди сверстников. Сейчас, я думаю, ситуация не изменилась. Еще и этим можно объяснить то, что среди фанатов представлены в основном юноши, так как для девушки подобная вторичная самоорганизация проходит несколько по-другому. Действия. Идентифицировать какие-либо районы или места проживания кэшлз довольно трудно, так как изначально все группировки складывались не по общему месту жительства или обучения, а по отношению к футболу вообще и фанатизму в частности. Что же касается собраний или встреч фирм, здесь все гораздо проще. Это могут быть всевозможные парки и скверы, бары, пабы (pub от англ. пивная, кабачок), футбол-бары, общегородские праздники и т.п. На таких собрания обсуждаются различные вопросы, касающиеся как деятельности фирмы (от набора новых рекрутов до каких-либо изменений в порядке функционирования), так и вопросы, касающиеся всего фан-движения в целом. То же, что касается дней проведения игр, то деятельность фанатов заметно активизируется. Приезжих фанатов из других городов обычно встречают на вокзале, и если наряды милиции удается прорвать, то происходит драка. Однако последнее время всех приезжающих фанатов милиция с поезда доставляет прямо на сектор, а иногда их просто оставляют на некоторое время в каком-нибудь труднодоступном месте и только затем отвозят на стадион. Вообще, поезда- самое распространенное средство передвижения у любителей футбола в силу оптимального сочетания цены, скорости передвижения и удобства. Конечно, есть фанаты, которые пользуются другими видами транспорта (автомобилями или самолетами), но таких- меньшинство. Зачастую при выездах за границы нашей страны фанаты организуют поездку на арендованном автобусе, дабы оказаться на игре вовремя и в полном составе. Приезжих фанатов обычно пасут, т.е. выискивают в городе. Происходит все довольно оперативно. Есть два пути развития событий. Первый: каким-то образом забивается стрелка, то есть устанавливается место встречи, например парк, где в назначенный час и появляются соперничающие группировки. Известны случаи, когда шотландские кэшлз наклеивали листки на железнодорожных станциях с "приглашением" на драку на указанной улице до или после матчей. В Англии во избежание излишнего внимания полиции, новички-рекруты фирм засылались как посредники при устраивания драк. В другом случае, в день матча по городу курсируют небольшие отряды, группы молодых людей по три-пять человек и вычисляют приезжих. Помогает при этом либо символика приезжего клуба, либо, наоборот, ее отсутствие и специфическая форма одежды. Хотя неповинные люди и бывают иногда вовлечены в драки хулиганов, большинство фирм стараются искать соперников из таких же группировок. Одним из неотъемлемых атрибутов активной фанатской деятельности являются выезда. До того как фанат не пробил выезд (то есть не съездил в другой город), он не может считаться абсолютно равноценным с другими, независимо от того, что он участвует в драках. Двойник или тройник- это тот случай, когда фанат посещает сразу две или три игры своей команды без заезда домой. Основное средство передвижения, как я уже говорил, поезда и электрички, на сленге- собаки. Причем зачастую такие поездки не требуют больших материальных вложений, так как опытный фанат может ездить без билета и заранее знает где ему остановиться. Почти у каждой футбольной команды, а точнее у ее фанатов помимо многочисленных интернетовских сайтов, есть свой печатный орган - где-то это просто листовки, а где-то, как в нашем городе, полноценный журнал, с глянцевой обложкой и объемом около сорока страниц. Так вот именно в них (помимо интернета) и печатаются подробные отчеты о выездах, дебаты на тему... и отрывки из культовых для хулиганов книг, например книга братьев Бримсон "Мы идем. За кулисами футбольного насилия". Конечно, таких журналов нет в свободной продаже, они обычно продаются в магазинах фанатов или на стадионе, также из рук в руки. В интернете же, на гостевых книгах оставляются различные сообщения на самые разные темы - от осуждения судейства в прошлой игре до приглашения друзей на встречу в энном баре. Внешний вид. В английской литературе как-то прозвучало мнение, что в футбольном фанатизме есть три пути деградации: фанат, скинхэд и кэшлз. В то время, как фанату свойственна одежда со всевозможной символикой клуба, скинхэду- короткие черные куртки- бомберы, тяжелые высокие ботинки и штаны защитного цвета, кэшлз одеваются в расчете на то, чтобы не привлекать много внимания. Изначально в Англии этот вид одежды означал довольно дорогие вещи, включая итальянскую кожу и стиль "track-suit". Сегодняшние кэшлз обычно носят голубые джинсы, легкие беговые кроссовки, джемпер (часто с капюшоном, причем завязки от него обычно заправляют во внутрь, чтобы за них нельзя было ухватиться) или футболку, бейсболку. Вообще, единственные в мире хулиганы, следящие за своим внешним видом- это англичане. В России же сегодня еще пользуются популярностью тяжелые армейские ботинки и другие подобные вещи. Людей, одевающихся подобным образом, презрительно называют бомжами. Наиболее распространенными марками фанатской одежды являются: Stone Island, Bonevile, Burberry, Lacoste, Ralph Lauren, Fred Perry, Harrington, Lonsdale, Armani, Henry Lloyd. Говоря об обуви- Nike, Reebok и New Balance (классические кроссовки) и Timberland, Rockport, Karrimor, Berghaus и Solomen. Кепки и бейсболки- Ralph Lauren, Lacoste и Henry Lloyd. Как уже было сказано, кэшлз по своему внешнему виду должен напоминать парня из рабочего класса. Такой вариант одежды наиболее удобен и для драки, и для бега, и практически для любых погодных условий. Вообще, единственное обязательное правило для этого стиля- никаких цветов клуба. Драки. Как уже говорилось выше, изначально хулиганы создавали свои объединения для драк, поэтому вся их основная деятельность направлена именно на это. Драки являются неотъемлемой частью как выезда, так и домашней игры. Без участия в них невозможно заработать авторитет и подняться в глазах окружающих фанатов. Драки могут объединять разное количество дерущихся- от двух до стенки на стенку. Исход зачастую бывает весьма плачевным, повредить можно все что угодно- это выбитые зубы, и переломанные конечности, и пробитые головы, и порванная, прожженная одежда, и элементарные синяки, и случаи с летальным исходом. В основном тяжелые повреждения фаны получают из-за использования соперниками арматуры, колющих и режущих предметов, железных прутьев, бейсбольных бит, булыжников. Такие предметы зачастую проносятся и на стадион. Вот отрывок из статьи Эрика Даннинга, Патрика Мерфи и Джона Уильямса, посвященной футбольным хулиганам: Конфронтации между соперничающими фанатскими группировками могут варьироваться в масштабе, форме и контексте, в котором они происходят. Они могут принимать форму рукопашного боя между малочисленными группировками, а могут вовлекать до нескольких сотен фанов на каждой стороне. Они могут случаться и в пабе, и в его окрестностях, могут включать бросание бутылок и стаканов, или использование этих предметов в ближнем бою. В более серьезных инцидентах, в зависимости от контекста, используются и другие виды оружия, такие как легковесные и легкоскрываемые "ножи Стэнли", хотя некоторые фирмы выступают против использования таких инструментов, которое они рассматривают как низкий, подлый и немужской способ ведения драки. Конфронтация футбольных фанов может принимать форму воздушных атак при использовании метательных предметов, которые варьируются от безобидных пластиковых стаканчиков и яблочных огрызков до потенциально смертельных дротиков из-под дартса, кирпичей, бетонных плит, подшипников и фейерверков, дымовых шашек, бильярдных шаров и мячей из-под гольфа. Еще один предмет, столь популярный в драках на стадионе- пластмассовое сиденье. К металлической балке они прикреплены только парой шурупов, поэтому выбить его довольно легко. Фанат поворачивается лицом к сиденью и после резкого толчка его в спинку, оно вылетает. Его остается лишь взять в руки и кинуть в цель. Такой целью нередко являются омоновцы, если фанаты недовольны ходом игры, иногда драка происходит между своими же. Думаю, всем знакома картина полуразрушенного сектора, где в разноцветных рядах сидений видны темные пятна- металлические балки и бетонные ступени. Теперь многие стадионы отказались от практики еженедельного прикручивания новых сидений и боковые сектора, обычно занимаемые фанатами, теперь укомплектованы только металлическими балками. В силу серьезности получаемых ранений, активно ведутся дебаты на тему запрещения использования во время драк подручных средств, только руки и ноги, то есть fair-play (честная игра). И хотя все признают необходимость отказа от арматуры, во многих драках продолжают всплывать запрещенные предметы. По признанию самих фанатов, во время матча они чувствуют необыкновенное единство и сплоченность. Даже человек, не причастный к околофутбольным событиям, но идущий в их толпе, чувствует эту мощь. Толпа как бы переваривает всех идущих в ней и выдает что-то среднее. Вообще, толпа- это сила, способная раздавить и сокрушить практически все на своем пути. Если в такой толпе начнется паника, то последствия могут быть самыми трагическими. Есть такие данные, что за всю историю футбола погибло около пяти тысяч человек, и я уверена, что в большинстве случаев единственной причиной гибели была именно толпа и массовая паника. Как правило, в каждой толпе, если она идет на драку, есть first-line, то есть передняя, первая линия. Ее составляют в основном лидеры фирм и наиболее развитые физически и закаленные фанаты. Именно она принимает на себя первый удар, ведет за собой всех остальных. Находящемуся в толпе свойственно состояние экстаза, всесилия и вседозволенности, человек перестает контролировать себя и послушно идет за лидером. Находиться среди сотен парней, по крайней мере в течение 90 минут думающих только об одном- значит быть частью того, что называют "процессом всеобщей мужской солидарности". Для них не имеет значения, кто есть кто, школьник, бизнесмен или безработный, все 90 минут матча они только суппортеры. Что же касается причин драк, то здесь принято объяснять это формулировкой- "защищать цвета клуба". Можно назвать и другие мотивы- такие как подростковая агрессия и национализм. Вообще по агрессии молодежи существует много материала. Однако, у каждого на этот счет свое мнение, причем как я уже говорил, мнение фанатов резко отличается от мнения общественности. Например, психолог Эрнест Цветков предположил, что такое братство- это следствие одиночества, однообразия и унылости. Через ритуал человек может приобщаться к священному. Для многих из этих парней такой образ жизни является не проявлением любви к футболу и/или ненависти к сопернику из другого города или района, а желанием провести активно молодые годы, так, чтобы потом было что вспомнить. Многие обвиняют хулиганов, навешивая им ярлыки людей, у которых в жизни нет ничего кроме пива и драк. Вот отрывок из книги братьев Бримсон: Социологи и антропологи уверяют, что хулиганы- продукт подворотен, выходцы из рабочего класса и разбитых семей, отбрасывая за ненадобностью наши древрие обычаи и традиции. Когда Маргарет Тэтчер была в силе, она обвиняла нас во всех смертных грехах; для нее это было весьма выгодно- причислять нас к низшим классам общества. Все, что говорилось о нас, высосано из пальца средствами массовой информации и футбольным истеблишментом, потому что их теории позволяют им самим уйти от ответственности. Но теории имеют один фатальный недостаток: все они- полная чушь. Всем на трибунах это давным-давно известно, и ничего, кроме смеха не вызывает. Чего "интеллектуалы" не могут понять или не хотят принять, так это то, что футбольные хулиганы происходят из всех слоев общества; футбол помогает спастись от постоянного пресса работы и домашних проблем. Бредни, изрекаемые "экспертами", помогали многим из нас выйти сухими из воды- разве такие приличные, культурные и респектабельные люди, как мы, могут быть в чем-то замешаны? (Могу также сказать, что военное удостоверение вполне заменяет адвоката при попадании в участок.) В свое время я был знаком со многими людьми, получившими высшее образование и получавшими большие деньги, которые активно занимались как организацией, так и непосредственно участием в футбольном насилии, и они отнюдь не исключение. То же что касается национализма, то один из фанатов объяснил мне это следующим образом. Фанат одной команды всегда настроен фанатов других команд, среди них у него не может быть друзей и соратников. Точно также и националисты. Фанатская группировка отождествляет себя с нацией, она сплоченная и единая, а остальное- враждебно настроенная масса. Хотя как таковых акций, целенаправленно проводящихся для драк с национальными меньшинствами и нет, но и пропускать мимо фанаты их не будут. Особенно это касается лиц с Кавказа, азиатов и лиц из стран Латинской Америки. Творчество. Как и всякой субкультуре, фанатам свойственны некоторые специфические особенности, у них есть свои плоды деятельности, отличительные черты. Это, например, одежда, о которой я уже рассказывал. Теперь о фанатском "фольклоре". Под этим я подразумеваю их специфическое арго, песни, знаки, ритуалы, игры. Вот список наиболее часто употребляемых жаргонизмов: Акция - операция, проводимая одной (несколькими) фанатской группировкой против другой (других); Аргументы - камни, бутылки, палки, пряги и прочее; Баннер - транспарант с эмблемой клуба или фананатской группировки; Брызгалка - специальный водомёт для разгона толпы; Бычье - агрессивный и малообразованный, ничего не понимающий в фанатизме человек; Валить - нападать на врага; Вписка - проход в вагон поезда или на стадион без билета; Волки - контролёры на железнодорожном транспорте; Вязалово - массовый арест фанатов; Выезд - поездка фанатов в другой город на матч своей команды; Выписка - высаживание с поезда за отсутствие билета или за какую-нибудь провинность; Глума - активная поддержка команды на трибуне или беспредел; Глушить- перекричать фанатов соперника; Дерьмо - камни, бутылки, палки, пряги и прочее; Дубьё - резиновая дубинка; Дерби - встреча двух команд из одного города; Заряд - речевка; Загон - фанаты оцепленные по периметру милицией; Зависнуть - остаться где-то (например остаться ночевать в другом населенном пункте); Космонавт - омоновец облачённый в шлем , бронежилет и с дубинкой; Махач - драка; Моб (англ mob) - группировка фанатов, толпа; Момон - ОМОН; Менотавр - конная милиция; Обезьянник - камера в отделении милиции; Отбить - попытка нападения на милицию с целью вырвать забираемого ими хулигана; Основа - боевой моб, или основные группировки какого-либо фанатского движения; Пионер - молодой, неопытный болельщик; Провод - проводник в поезде; Прыжок - нападение на кого-либо; Подрезка - украсть, отборать продукты и выпивку по пути в другой город; Полис - милиционер; Пресс - нападение на оцепление; Проводы - нападение одной фанатской группировки на другую во время отправления на выезд; Прописаться - проход в вагон поезда или на стадион без билета; Пряга - ремень с тяжелой армейской пряжкой, используется как фанатское оружие; Перфоманс (англ. perfomance) - представление, шоу; Рай - третья багажная полка поезда в купе или в плацкарте; Ретироваться - убежать, скрыться из виду врага или милиции; Рабы - иностранные легионеры; Роза - шарф с атрибутикой клуба; Розетка - тоже самое что и роза; Рыло - одна фанатская единица; Рычаг - рука или нога; Сарай - ледовый дворец спорта; Собака - пригородная электричка; Слэм - куча-мала проводимая на фанатском секторе после гола или как провокация для ментов; Стрела - встреча фанатов враждующих группировок для выяснения отношений; Суппортёр - фанат прибывший на выезд; Траблмэйкер (от англ trouble maker)-фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия; Торсида - большая группа фанатов; Третий тайм - время после матча на выяснение отношений между фанатами; Фирма (англ. firm) - группировка фанатов; Файер - факел; Фанзин - печатное издание фанатов; Хардкор (англ. hard core)- фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия; Хулс - хулиган или хулиганы; Шедвел - проникновение фанатов на сектор враждебных фанов с целью драки; Шиза - активная поддержка команды на трибуне или беспредел; Шифр - маскировка, отсутствие любой атрибутики; Экстремальный выезд - путешествие фанатов в город, где базируется враждебная группировка; Эстадио - стадион. Песни и кричалки также важные составляющие фанатизма, независимо от того, к какой группе фанаты принадлежат. Вот некоторые из них: We are top the league, we are top the league; Dont stop hooligans, hooligans dont stop; Сине-бело-голубые, хей, хей; Питер number one, Питер Питер number one; Родились близняшки- сестричка и брат, их первое слово- Зенит-Ленинград; Во всем Союзе знаменит ленинградский наш Зенит; Раз-два-три, Зенитушка дави; Лучше клуба нам не надо, чем Зенит из Ленинграда, и так далее. В нашем городе нет такого специфического явления, когда одни фанаты поют песню, оскорбительную или напоминающую о чем-то трагическом другим фанатам. Это можно наблюдать в Англии: "Munich 1958"-насмешка, используемая в стремлении спровоцировать фанатов Манчестер Юнайтед. Она относится к катастрофе самолета в 1958 году, когда погибла половина этой команды. Песня "Aberfan" исполнялась для уэльских фанатов. Это напоминание трагедии 1960 года, когда ученики из деревни Аберфан погибли под обвалившейся на их школу кучей шлака. Существует также множество других ритуалов. Например, в начале игры при объявлении игроков своей команды под одобрительный гул фанатов растягиваются шарфы и флаги, или просто раздаются аплодисменты. Тогда же, когда объявляют судейский состав или состав другой команды, фанаты громко выражают свое негативное отношение к ним, освистывая их и вытягивая вперед руки со сжатыми кулаками и поднятым вверх средним пальцем. Еще один жест, выражающий негативное отношение к происходящему- это скам. Это знак победы, Victory, но только с повернутой к себе внутренней стороной ладони. Это чисто британский жест, пришел в Россию вместе с модой на стиль кэшлз. Также существуют такие действия как волна и шалалайка. Во время шалалайки все, стоящие в одном ряду, обнимаются за плечи и прыгают сначала в одну сторону по ряду, а затем в другую. Так "танцуют" одновременно много рядов. Во время волны все сектора поочередно встают, подбрасывая верх или просто развевая шарфы и флаги. Одна такая волна может обойти стадион два, три и более раз. British Bulldog. Хулиганизм, как известно, появился на Британских островах, где футбол был и остается не просто видом спорта №1, но и социальным явлением. Недаром британцы первыми создали федерацию, правила игры и все остальное. Бульдог, кстати, является символом хулиганизма. Не буду вдаваться в подробности, как и при каких условиях появились первые хулиганы, отмечу лишь, что сильный толчок для развития движения выпал на 60-е годы. Именно в то время стали появляться банды с относительно высокой организованностью и оснащенностью различными средствами для ведения боевых действий. Так, известная группировка Манчестера RED ARMY одна из первых вступила на тропу войны, выражая ненависть к другим британским клубам. За КРАСНОЙ АРМИЕЙ потянулись в первую очередь лондонские формирования. Чуть позднее, стали появляться группировки и в других городах Англии. Вскоре, хулиганская война охватила всю Британию, и сражения велись не только на стадионах, но и на улицах, вокзалах, парках… Особенно всплеск хулиганизма пришелся на 80-е годы, когда численность хулиганов достигла достаточно высокой отметки. Англичане проявляли свою агрессивность и на международной арене, наводя порой ужас на стадионах (вспомним хотя бы Брюссель). И по праву Англия долгое время считалась и считается в этом деле законодателем мод в Европе. Но почему тогда, по мнению многих, нет дальнейшего прогресса в английском хулиганском движении на уровне чемпионата, нет тех массовых потасовок, которые были на слуху и обсуждались всеми еще совсем недавно, убраны оградительные решетки с периметров футбольных полей? Действительно, англичане несколько отошли в тень, появилось больше шифра. Но что заставило их уйти с открытой арены в Британии? Ответ на этот вопрос кроется за мерами, предпринятыми полицией и службами безопасности для искоренения хулиганизма. Несколько лет назад в Англии были введены законы, которые были направлены на борьбу с хулиганизмом. На особо провинившихся налагались крупные штрафы, дисциплинарные санкции и даже пожизненный запрет на посещение спортивных мероприятий. Во всю начали использоваться идентификаторы, устанавливаться мониторы, позволяющие наблюдать за происходящими на трибунах событиями. Кроме того полицейские тщательно обыскивали при входе на сектор всех без исключения болельщиков. На охрану порядка были выделены дополнительные финансовые средства, значительно увеличился количественный состав полицейских, задействованных на матчи. В день игры больше внимания стало уделяться обстановке на вокзалах, в общественных местах, в районах, находящихся в непосредственной близости от стадионов. Любопытно, что в Лондоне в день матчей на витртнах и дверях некоторых кафе можно встретить вывески со следующим содержанием: "No Football Colours"(никаких цветов). Активное участие в сражениях принимали и скинхэды. Их движение, получившее начало в Британии, шло в ногу с хулиганским. Использовалась одна и таже символика, да и по одежде они почти ничем не отличались. Они вместе вступали в бой с полицейскими, скандируя "all cops are bastards" (все полицейские-ублюдки). Как видим, британские хулиганы по-прежнему занимают одно из ведущих мест в Европе по степени агрессивности и готовности вести бои даже на территории Британии. Что же касается евроарены, то, по всеобщему признанию, они вне конкуренции. Заключение. Вот собственно и все, что я смог рассказать на данную тему. Конечно, здесь есть определенные недостатки и неточности. Это произошло потому, что ситуация в данной субкультуре постоянно меняется и то что было актуальным еще два месяца назад уже не является таковым. Надо констатировать тот факт, что футбольный хулиганизм является одним из важнейших пунктов в молодежной субкультуре. Я считаю, что это довольно интересная тема для изучения и надеюсь, что вскоре фанатизм будут изучать не только в работах по молодежной агрессии, но и как своеобразный образ жизни. |